12+
Финансовая грамотность населения
Год культуры
Палеонтологический уголок
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Знаменательные дат
Буккроссинг
Банеры













Форма входа

Счетчик
CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com

«Двух жизней расставанье»

М.Ильяшева

Что наша жизнь ?

Сюжет для небольшого рассказа.

А.П.Чехов

Что вспоминает человек пред «бездной разверстой вдали», пред той чертой, за которой нет будущего, а есть только прошлое. Прошлое навеки сросшееся с тобой. Прошлое, из которого не вырвешь страницы, не сотрешь ластиком коряво написанные строки. Прошлое, страшное в своей безысходности и прекрасное в своей наготе. Было ли там, в далеком вчера что-то, что остро и свежо до сих пор, какой-то день, какой-то холодный осенний вечер, чье прикосновение и дыхание ты ощущаешь до сих пор , спустя долгих тридцать лет. Тридцать  лет жизни  и один вечер… Бунинская «Холодная осень»…

Сложно в литературе найти рассказ, столь короткий и столь эмоционально насыщенный, столь пронзительный и прозрачный, столь изящный, бьющий наверняка и никогда не промахивающийся.Рассказ , после которого ты долго сидишь опустошенный, глядя слепыми глазами в свое прошлое, написанное тобой  второпях.

   Героев в рассказе двое: он и она. Две жизни: короткая его и длинная её. Мы ничего не знаем о том, как они встретились, как полюбили друг друга. Рассказ начинается с расставания. Он уезжает, потому, что война, она остается , потому что война. Влюбленные, чьи родители уже договорились о свадьбе, расстаются, потому что в каком-то Сараево убили какого-то Фердинанда, и тяжелые ржавые жернова истории пришли в движение и начали перемалывать человеческие судьбы.

Холодный осенний вечер расставания…Нет ни слёз, ни заламывания рук, ни бурных прощаний. Нет ни грамма фальши или позерства. Есть натянутая, звенящая струна трагизма, прикрытого внешним безразличием, преувеличенно спокойными словами, притворной простотой. За каждой фразой, за каждым движением героев трогательная глубина чувств, жуткое ощущение безысходности и знание, страшное знание того, что это конец, что ничего больше не будет, ни возвращения, ни свадьбы, ни жизни…

«…в саду , на черном небе, ярко и остро сверкали чистые ледяные звезды».Трагедия уже произошла. А люди, втайне зная об этом, продолжают надеяться и делать вид, что может быть всё не так страшно…

Запотевшие от самовара окна, склоненное над заветным мешочком лицо матери, прогулка по саду с желанием что-то высказать, строчки Фета и … как прорвавшийся нарыв: « Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…».Вот и всё: счастье кончилось, возврата к нему уже не будет, и слезы героини, долгожданные, «ничего не разрешают..»

Жуткая в своей простоте и оголенности фраза: «Убили его - какое странное слово! - через месяц, в Галиции» делит жизнь героини на две части: осенний вечер и вся последующая жизнь, события которой перечисляются в одном абзаце. Пространство одной усадьбы расширяется до мировых пределов, тогда как духовная вселенная героини сужается до черной точки черного неба осеннего вечера.

Героиня перечисляет города  и страны, в которые она волею судьбы была заброшена, людей , с которыми она сталкивалась за долгие годы.

Емкие , глубокие авторские строки погружают нас в странную эпоху гражданских войн и революций, когда истории не было дела до человеческих жизней.

В коротком абзаце всё: голод, издевательства тех, кто был ничем, а стал всем, скитания, потери, боль. События, события, события…Создается впечатление, что время идет, меняются города и лица, а героиня словно застыла в ожидании. Чего? Начала конца? В финале рассказа она подводит итог, что в жизни её был «только тот холодный осенний вечер», а всё «остальное ненужный сон».

Она вспоминает , сказанные при прощании, его слова: « Ты поживи , порадуйся..».Она пожила, она готова. А мы ?