12+
Финансовая грамотность населения
Год культуры
Палеонтологический уголок
Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Знаменательные дат
Буккроссинг
Банеры













Форма входа

Счетчик
CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com
Читайте Достоевского сегодня

Н.Мораев

«Нет ничего проще, чем осудить злодея,

Нет ничего сложнее, чем понять его».


Достоевский Ф.М.


« - В сущности, наше учение есть отрицание чести, и откровенным правом на бесчестие всего легче русского человека за собой увлечь можно.

   - Право на бесчестие – да это все к нам прибегут, ни одного там не останется!


(«Бесы»)

 

   Страшный диалог, не правда ли? Какие жуткие слова и … какие современные слова. Именно право на бесчестие, а не право на свободу нам предлагали и предлагают. Свободу надо заслужить, а бесчестие рождается само. Об этом предупреждал свой народ великий русский гуманист Федор Михайлович Достоевский.

   Достоевского изучают в школе и более к нему не возвращаются. В памяти остаётся образ Раскольникова, убивший топором старуху - процентщицу и всё. А скольких бы ошибок удалось избежать людям, если бы они в зрелом возрасте обратились к Достоевскому. Особенно русским людям.

   Ни один писатель так близко не подошёл к раскрытию той самой загадочной русской души, никто не смог так точно понять природу русского мышления.

   «Достоевский – прежде всего великий психолог и метафизик. Он вскрывает зло и злых духов изнутри душевной жизни человека и изнутри его диалектики мысли. Всё творчество Достоевского есть откровение человеческой глубины не только душевной, но и духовной глубины», - писал о Достоевском философ Николай Бердяев.

   Всё творчество писателя – это мучительная попытка понять, почему поиски бога для русского человека в конце концов заканчиваются победой дъявола и желанием доказать самому себе, что это и есть истина, что это и есть бог. Поиски бога заканчиваются отрицанием бога, неприятием того миропорядка, который создал бог, отрицанием человеческой судьбы, определенной богом. А раз «бога нет, то всё позволено». И никакие запреты, никакие законы не смогут удержать от бесчинств безбожную душу.

   Можно ли воздвигнуть всеобщее счастье, переступив через страдания и слезы предшествующих поколений. «Нельзя», - считает Иван Карамазов, возвращая билет в такое царствие божие, отвергая божий мир. Трудный выбор.

   «Весь мир познания не стоит слезинки замученного ребёнка», - это произносит безбожник. В этом и христианская правда и отрицание мира, созданного богом. Краеугольный камень любого поиска истины, об этот камень разбивали и разбивают лбы все правдоискатели.

   Достоевский призывал постигнуть смысл жизни через искупление. Нравственное совершенствование человека, воспитание человека в гармонии с миром, с собой и богом – путь, ведущий в светлое будущее. Но путь этот утопичен. А утопия всем кажется пошловато-сопливенькой, розовато-слюнявенькой … особенно, в наше-то разумное, рациональное время зарабатывания хрустящих, вкусных на ощупь купюр. Нравственное совершенствование – слишком долгий путь для одной человеческой жизни, не легче ли пообещать хлеба и зрелищ, и свободу, куда ж без неё (но пообещать, не значит дать, да и свобода без нравственности – «право на бесчестие»).

   Вот ты и бог. «Религия миллионов … слабых – есть религия хлеба земного. Эта религия написала на знамени своём: »Накорми, тогда и спрашивай с них добродетели». («Бесы»). Не про нас ли это?

   А это: « Все рабы и в рабстве равны…». Первым делом понижается уровень образования, наук и талантов. Высокий уровень наук и талантов доступен только высшим способностям, не надо высших способностей» («Бесы»).

   Нынешнее оболванивание, текущее густой, гнойной струей с голубых экранов не лучшее ли доказательство пророчеств Достоевского?

   Достоевский не страшен для власти придержащих, так как никто (за исключением немногих) его не читает, а если и читает, то только для того, чтобы проследить сюжетец. Дошло до абсурда: Достоевского объявили автором детективов (Раскольников убил таки старуху, а следователь дело раскрыл). Какое там разложение души – Свидригайлов просто совратил несовершеннолетнюю, сейчас это сплошь и рядом. Страшно. Страшно за обыденность. Страшно за человека, в котором гниль души приняла размеры огромной раковой опухоли, и вырезать эту опухоль не представляется возможным, не убив человека. Борьба Христа и антихриста в душе русского человека приняла гротескные  формы. Чем больше славят бога, тем меньше его в душе. Та червоточина, фальшь, скрытая  от глаз людских черная суть, таящаяся в глубине почти каждого русского человека, о чём и писал Достоевский, сегодня принарядившись и подкрасившись, уже не кажется такой страшной.

   «Достоевский видел дальше и глубже всех» (Н. Бердяев). Он боялся победы  антихристианского начала в русском человеке, предупреждал, что победа эта означает крах России, надеялся, что бог, всё-таки бог (добро, любовь, истина) даст нашей стране шанс, главное не упустить этот шанс…

   Читайте Достоевского. Перефразируя известное высказывание о Пушкине, можно сказать о Достоевском: «Читая Достоевского, можно превосходным образом найти в себе человека». Ищите в себе человека, того человека, которого создал бог по своему образу и подобию. Не упустите шанс…